Visual Basic, .NET, ASP, VBScript
 

   
 
Описание для автора не найдено
 
     
   
 
Интервью Дона Бокса российским журналистам
Дон Бокс

Первые месяцы 2002 г. охарактеризовались новым важным витком борьбы между корпорациями Microsoft и Sun за мировое лидерство. Цель объявлена: это всепроникающие Web-сервисы. Средства тоже известны: операционные платформы Microsoft .NET и Sun ONE, а также языковые платформы Microsoft .NET Framework и Java 2 Platform (включая Micro Edition, Standard Edition и Enterprise Edition).

Теперь, когда настало время от слов переходить к делу, едва ли не решающую роль в определении победителя играет качественный инструментарий, без которого практически невозможно заручиться поддержкой миллионов разработчиков. У Sun главным козырем является инструментальная среда Sun ONE Studio (бывшая Forte); у Microsoft – Visual Studio .NET. Именно долгожданная ее премьера в середине февраля 2002 г. в Сан-Франциско и приковала к себе внимание мировой общественности. В России премьера Visual Studio .NET прошла в начале марта. Специально для этого в Москву приехал Дон Бокс — один из ведущих программных архитекторов корпорации Microsoft. Во время встречи с российскими журналистами он раскрыл некоторые нюансы стратегии и тактики Microsoft в битве Web-сервисов.

С фрагментами интервью вы сможете познакомиться чуть ниже, а пока несколько слов о «виновнике торжества». В начале карьеры Дон Бокс был одним из основателей компании DevelopMentor Inc., своего рода мозгового центра создания компонентного программного обеспечения. Этот центр ставил себе целью научить разработчиков пользоваться COM, Java и XML. В январе нынешнего года Дон Бокс присоединился к команде профессионалов Microsoft, среди которых такие авторитетные специалисты, как Андерс Хейлсберг (создатель Turbo Pascal и C#), Брэд Ловеринг (главный архитектор систем разработки Visual Basic, Visual J++ и Visual Studio .NET) и Стэнли Липпман (один из пионеров языка программирования Cи++). Вслед за Доном Боксом в эту группу вошел и Херб Саттер, секретарь Международного комитета ISO/ANSI по стандартизации языка Си++.

Во встрече Дона Бокса (Д.Б.) с российскими журналистами принимали участие Руслан Богатырев (Р.Б. — научный редактор журнала «Мир ПК») и Дмитрий Торопов (Д.Т. — главный редактор журнала Windows 2000 Magazine/RE).

Интервью с Доном Боксом

Р.Б.: Можно ли рассматривать Ваш приезд в Москву как признак того, что Microsoft уделяет России все больше и больше внимания?

Д.Б.: Интересный вопрос. Я провел не один год в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке по делам Microsoft, и тот факт, что мы пришли сюда, в самом деле важен. По-моему, российское представительство здесь по-настоящему хорошо работает, и потому, полагаю, корпорация будет по-прежнему оказывать ему поддержку.

Д.Т.: Платформа .NET и все ее компоненты сложны, особенно Visual Studio .NET и SOAP. Это совершенно новые технологии. Как, по-Вашему, легко ли научиться работать с ними опытным программистам и новичкам?

Д.Б.: Например, SOAP и XML — не такие уж и новые технологии. Им уже четвертый год. То же самое относится и к CLR (Common Language Runtime — основа Microsoft .NET Framework. — Прим. авт.). Я довольно оптимистично смотрю на темпы распространения этих технологий в сообществе разработчиков. Да, CLR — это обширная платформа, но думаю, что на освоение ее основ достаточно пары выходных дней. Честно говоря, даже не могу припомнить ни одной приличной системы, которую можно было бы так быстро освоить, а ведь я работал на самых разных платформах: COM, Java и CORBA; кроме того, я провел уйму времени за написанием кода на Cи++. Она феноменально проста, и, что самое потрясающее, использовать Visual Studio необязательно, хотя он, конечно же, во многом облегчает работу. Можно применять любой текстовый редактор, и вам не понадобится нагромождение изощренных инструментов для воплощения своих замыслов.

Д.Т.: Можно ли оценить, насколько полно реализована сейчас вся инфраструктура .NET?

Д.Б.: В смысле создания приложений разного рода это полностью завершенная инфраструктура, а в смысле создания Web-сервисов XML — более или менее завершенная. Сейчас она лидирует в компьютерной индустрии. Думаю, что .NET будет эволюционировать в основном в сторону расширения поддержки Web-сервисов. В ближайшие два-три года мы приложим массу усилий для повсеместного распространения Web-сервисов и расширения инфраструктуры. Что касается Windows-приложений или Web-страниц, важное место отводится ASP.NET. Это — функциональное расширение того, что есть на платформе J2EE. Java-платформа довольно хорошо известна, но всякий, кто впервые знакомится с ней, либо впадает в эйфорию, либо приходит в растерянность. С возникновением Web-сервисов появляется своего рода новый жанр в программировании, когда платформу можно адаптировать в соответствии с потребностями разработчика.

Р.Б.: Какое внимание Microsoft уделяет безопасности Web-сервисов? Принимали ли Вы в этом участие?

Д.Б.: Да. Первые два или три года работы над SOAP (а мы начали в 1998 г.) в смысле безопасности мы опирались на транспортный слой, т. е. на протокол HTTP. Уже определенное число лет поверх HTTP создаются защищенные Web-приложения. Есть немало искушенных людей, знающих, как это делается, но соответствующие технологии имеются и в среде Web-сервисов. Мы очень интенсивно работали над ними и добились довольно многого. По сути, мы обеспечиваем защиту на основе HTTP, чтобы больше внимания уделять решениям, ориентированным на Message/XML. Сегодня вы можете начать с изучения спецификаций, например по защите и лицензиям безопасности Web-сервисов, а в ближайшие несколько месяцев работа в этой области активизируется еще больше. Очевидно, что мы решаем проблемы безопасности и за счет определения соответствующих протоколов и за счет создания необходимой инфраструктуры. Этим мы тоже будем активно заниматься в течение полугода или года.

Д.Т.: В продолжение предыдущего вопроса: насколько тесно Microsoft будет сотрудничать с другими компаниями в обеспечении безопасности и разработке сопутствующих технологий? Есть ли у вас какие-нибудь соглашения с ними?

Д.Б.: Да. И лучший пример тому — WS-I , организация, которую мы основали совместно со многими нашими конкурентами и заказчиками (Web Services Interoperability Organization — организация, которая была основана в феврале 2002 г. корпорациями Microsoft и IBM; корпорация Sun отказалась в нее входить. — Прим. авт.). По большому счету мы могли бы все сделать сами, внутри Microsoft. Но гораздо важнее вести себя нейтрально с производителями, предоставить заказчикам возможность работать с существующими системами, отличными от Microsoft. Если заказчик хочет использовать программное обеспечение IBM или BEA, мы готовы гарантировать корректное взаимодействие между разными частями системы. Благодаря нам WS-I на деле представляет собой такой центр, который обеспечивает успех всем производителям. Да, мы — конкуренты. Да, мы пытаемся одолеть IBM или кого-то еще. Это верно. Мы в высшей степени конкурентоспособная компания, но в то же время считаем, что холодная война еще никому не приносила пользы.

Р.Б.: Недавно Джеймс Гослинг упомянул о создании в рамках Java многоязыковой среды с равноценной поддержкой каждого языка, тогда как в .NET такая поддержка была заложена изначально. Не считаете ли Вы, что со стороны Sun это выглядит своего рода признанием ошибки?

Д.Б.: Честно говоря, не знаю. Я был бы счастлив, если бы Sun приняла стратегию Microsoft и стала действовать в том же направлении. Думаю, будет по-настоящему интересно посмотреть, как они реализуют заявленную цель. По-моему, одноязыковое решение совсем не отвечает потребностям заказчиков. На самом деле они хотят иметь возможность выбора, а суть .NET как раз в этом и заключается. Вы можете выбрать язык программирования, а мы передаем на рассмотрение в ECMA, W3C или IETF все важные технологии. (Европейская ассоциация по стандартизации информационных и коммуникационных систем ECMA расширила свою сферу влияния и с 1994 г. изменила название на ECMA International. — Прим. авт.) Поэтому все, что в .NET важно, критически важно, передается организациям, отвечающим за стандартизацию.

Д.Т.: До последнего времени Microsoft никогда не делала акцента на маркетинге инструментов разработки, но Visual Studio .NET, похоже, — исключение из правила. Чем это вызвано?

Д.Б.: Тем, что Microsoft не поставляла новых инструментов разработки года три-четыре. Большая часть инноваций от Microsoft с момента выпуска Visual Studio 6.0 была направлена на создание платформы: усовершенствование COM, переход на Windows DNA. В конце концов, у разработчиков давно не было новых инструментов, основной причиной этого стало принятое в 1997 г. решение сделать CLR новой платформой. На его реализацию ушло все время до самого конца 2001 г. Не было никакого смысла бросаться выпускать промежуточную версию Visual Studio. В то время каждая группа, отвечающая за свой продукт, выпускала собственные инструментальные наборы. MSXML, который появился от команды разработчиков SQL Server для манипуляций с данными на очень высоком уровне, — прекрасный тому пример. И вместо того, чтобы ждать версию Visual Studio с поддержкой XML, наши разработчики стали постепенно совершенствовать MSXML, выдавая свои независимые инструментальные наборы. С Visual Studio .NET (и что важнее, с платформой CLR) корпорация Microsoft действует принципиально иначе. Мы делаем все заново.

Р.Б.: Как Вы думаете, насколько важен факт стандартизации C# и CLR ассоциацией ECMA? Есть ли планы стандартизировать SOAP?

Д.Б.: Да. Я имею в виду, что на самом деле SOAP был гораздо раньше, чем CLR или C#, отправлен в инстанции, отвечающие за стандартизацию. Мы передали SOAP на рассмотрение в W3C в мае 2000 г. И что самое смешное, начали работать с ECMA только после этого, но ассоциация ECMA отказала нам, потому что консорциум W3C работает крайне медленно. W3C никак не закончит спецификацию SOAP, и, надеюсь, им это удастся в течение года, хотя гарантий нет. Да, SOAP совершенно точно будет стандартом, но и WSDL мы тоже передали на рассмотрение в W3C. Мы намерены продолжить работу над этими технологиями и добиться того, чтобы они стали максимально надежными и совместимыми.

Р.Б.: Какую роль сыграли исследовательские центры Microsoft Research в разработке .NET и SOAP/XML?

Д.Б.: Что касается XML и особенно SOAP, то они разрабатывались вместе с соответствующими программными продуктами, в частности SOAP был создан группой MTS, к которой со временем присоединилась группа XML. В Microsoft Research (MSR) целый ряд сотрудников занимается проработкой общих задач, относящихся к XML, а также к Web-сервисам и SOAP. В последнее время мне не доводилось работать с этими специалистами. Не думаю, что они как-то проявят себя в течение года, но полагаю, что со временем те инвестиции, которые мы вкладывали в MSR, начнут обретать форму какого-то продукта. То, что вы видите сегодня, в основном создается на уровне групп, отвечающих за конкретные продукты. В группе CLR сейчас немало докторов философии и людей, которые раньше занимались исследовательской работой, а теперь участвуют в разработке продукта. Так что CLR всегда был широко открыт для научного сообщества; собственно, Microsoft еще в начале 1999 г. выступила с инициативой под названием «Project 7», которая была рассчитана на участие исследователей из университетов. Где-то в 2000 г., ко времени появления PDC, у нас уже был десяток компиляторов для этой среды. MSR вовсю работала над расширениями CLR, самое известное из них вышло из стен Кембриджа (филиал MSR в Великобритании. — Прим. авт.), и со временем мы увидим плоды их работы в конкретном продукте. Я думаю, что группа CLR действительно занимается исследовательской работой — даже несмотря на то, что с технической точки зрения концепция CLR создана «продуктовой» группой, но все же это не рядовая группа.

Д.Т.: Можете ли Вы сказать, чего сейчас недостает в .NET и на чем будут сосредоточены основные усилия?

Д.Б.: Думаю, что здесь два фактора. Задача номер один – добиться работы .NET на всех машинах, которые есть на этой планете. Мы написали свою реализацию так, что она подойдет практически под любую версию Windows. Конечно, массовое распространение займет некоторое время, впрочем, я полагаю, что все произойдет достаточно быстро. Я потрясен теми темпами, с которыми организации готовятся к использованию CLR (являющейся спецификацией ECMA) в качестве фундамента своих платформ разработки, а также тем, что Intel вкладывает в .NET миллионы долларов. Похоже, и Hewlett-Packard заинтересована в .NET. Думаю, что через год .NET будет в каждой версии Windows. Да, предстоит масса работы, чтобы усовершенствовать XML, так как именно здесь перед нами открываются широкие перспективы. Создать более эффективный JIT-компилятор тоже, конечно, важно, но, с моей точки зрения, не так интересно. Для меня самый главный вызов заключается вот в чем: насколько всепроникающим мне удастся сделать XML. Я не хочу, чтобы меня воспринимали апологетом XML, но, хотя наша реализация самая лучшая, можно сделать ее гораздо лучше. Самое важное — понять рамки применения XML. Его версия 1.0 — лишь начало разговора Microsoft с сообществом разработчиков. Сейчас мы просто застолбили свой участок. А через три—шесть лет XML будет везде.

Р.Б.: Как Вы относитесь к концепции X Internet, предложенной Forrester Research? Насколько X Internet соответствует стратегическому видению Microsoft?

Д.Б.: Сразу оговорюсь, я не читал документы Forrester, только слышал кое-что. Я был на их конференции, где они обнародовали свои планы, так что сам термин я слышал, знаю, как они собираются использовать X Internet, и кроме этого мне больше ничего не известно. Это именно то, чем занимаемся и мы. Основная цель — уйти от Web-среды, ориентированной только на информационный продукт, и создать Web-среду, в большей мере ориентированную на функциональность. В этом смысле наши концепции совпадают.

Д.Т.: Насколько мне известно, Вы планируете заняться новым проектом. Не могли бы поделиться с нами деталями: будет ли следующая версия SOAP или что-то другое?

Д.Б.: Можно сказать, я уже полностью погрузился в работу. Мне очень трудно вырваться в какие-либо поездки, и поэтому я выбрал только самую важную. Мы отвечаем за развитие SOAP и WSDL (Web Services Description Language. — Прим. авт.), и очевидно, что создаем инфраструктуру, которая должна значительно упростить разработчикам использование этих технологий. Многое из того, что вы видели в версии 1.0, сделано моей командой, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Мы хотим, чтобы платформа .NET, как лучшая в компьютерной индустрии реализация Web-сервисов, занимала лидирующие позиции. Нам постоянно дышат в затылок, и поэтому приходится много работать, стремясь оставить конкурентов позади. Мы создаем инфраструктуру, которая будет еще эффективнее. Поставлять только протоколы и ничего больше не свойственно Microsoft. Наша задача — не писать спецификации, а разрабатывать программное обеспечение. Так что в ближайшие годы все эти технологии появятся в виде соответствующей поддержки, включенной в наши продукты.

Р.Б.: Microsoft много внимания уделяет популяризации .NET и XML — деятельность Бертрана Мейера, Андерса Хейлсберга и Ваша свидетельствует именно об этом. Какие следующие шаги можно ожидать на мировой арене и особенно в России?

Д.Б.: Я думаю, что Microsoft в целом переходит к гораздо более активному диалогу с сообществом разработчиков. До инициативы .NET, если вернуться к 1997—1998 гг., Microsoft была почти что «вещью в себе», не было такого интерактивного взаимодействия с сообществом разработчиков. Я бы назвал 1996—1999 гг. очень темным периодом Microsoft, она оттолкнула от себя многих разработчиков, и именно в то время, как мне кажется, в Microsoft был самый высокий отток кадров. Тогда Microsoft осознала, что разработчики должны участвовать в принятии решений и хотят чувствовать себя людьми, небезразличными компании. Идея была в том, чтобы привлечь к сотрудничеству сообщество разработчиков. В конце концов, на свете много умных людей, и не все они работают в Microsoft. К тому моменту, когда я начал работать в Microsoft, .NET во многом была уже законченной платформой. Однако еще до своего перехода в Microsoft я довольно активно участвовал в их работе и видел собственный вклад в продукт.

Р.Б.: Как Вы считаете, через какое время Microsoft .NET достигнет того уровня зрелости и надежности, когда сможет отправиться в космос к далеким планетам и звездам в составе бортового программного обеспечения? Лет через пять это реально?

Д.Б. (улыбаясь): Да, думаю, это реально.

Вместо послесловия

После нашей встречи с Доном Боксом в битве за Web-сервисы произошло немало интересных событий (см. таблицу). Можно также отметить ряд достаточно сенсационных заявлений Джеймса Гослинга о переориентации Java c корпоративного рынка на рынок бытовой электроники и встроенных систем, выпуск новой виртуальной Java-машины в рамках проекта Monthy, активную поддержку корпорацией IBM альтернативы Visual Studio .NET — открытого многоязыкового инструментария Eclipse. Кроме того, весьма интересными оказались итоги всемирной конференции JavaOne 2002 и ее российского двойника Java Technology Conference в Москве. Но об этом, а также о встрече с российскими журналистами вице-президента Sun, директора Всемирной сети Java-центров Стюарта Стерна и главного Java-архитектора Джона Крупи речь пойдет уже в следующем номере.


Журнал "Мир ПК", #05, 2002 год // Издательство "Открытые Системы" (www.osp.ru)
Постоянный адрес статьи: http://www.osp.ru/pcworld/2002/05/148.htm
 
     

   
   
     
  VBNet рекомендует